Выберите кодировку: win koi dos mac lat
Харьковский международный фестиваль фантистики  З В Е З Д Н Ы Й   М О С Т
Оргкомитет Списки Фотоархив Статьи
Премии Заявка Доклады Форум
Оргкомитет Оргкомитет Оргкомитет РУССКАЯ ФАНТАСТИКА


Доклады

ПРОФЕССОР ТОЛКИЕН В БИТВЕ МИРОВ

Толкиенистов часто обвиняют в бегстве от жизни, в аполитичности. Однако сам профессор Дж. Р.Р. Толкиен в дни величайшей битвы ХХ века никуда не убегал, а дежурил в штабе ПВО, в то время как его сыновья - летчик и зенитчик - сражались с фашистами. Однако Профессор внес свой вклад в борьбу с фашизмом также и своей книгой, создававшейся именно в эти грозные годы - фантастической эпопеей "Властелин Колец".

В то время каждому мыслящему человеку приходилось отвечать на вопрос: с кем ты - с фашистами или с теми, кто им противостоят (включая коммунистов)? Для многих этот вопрос звучал так: "Как быть патриотом, не превращаясь в фашиста?" Ведь фашист - это далеко не всегда подонок, способный лишь красть кур по дворам и насиловать связанных девушек. С эсэсовцами нашим трудно было сражаться даже в сорок пятом, а американцы от них тогда попросту бежали. Потому что фашизм умеет играть не только на низких, но и на высоких чувствах.

Мужество, преданность идее и долгу, самоотверженность, патриотизм, верность историческим традициям - нацисты всячески превозносили эти ценности, при капитализме имеющие подчиненное значение (по сравнению с деньгами и карьерой) или же попросту осмеиваемые. Они охотно обличали капитализм - плутократию, олигархию, коррупцию, прогнившую "демократию". Только обличения эти были сродни тому, что Маркс и Энгельс называли "феодальным социализмом", т.е. критикой капитализма с реакционных, феодальных позиций. (Строго говоря, это вовсе не социализм, поскольку он не предусматривает замены частной собственности на средства производства общественной). В своей практике фашисты никогда не выходили за пределы капитализма. Тем не менее, весь этот комплекс идей делал нацистскую идеологию особенно опасной. Космополитизм, либеральный или левый, в те годы совершенно не выдерживал конкуренции с фашизмом. Коминтерн лишь в 1935 г. сумел решить проблему сочетания коммунизма и антифашизма с патриотизмом.

Между тем, взгляды Толкиена были весьма близки к описанным и, мягко говоря, не слишком прогрессивны. Набожный католик, монархист, противник буржуазной демократии. "Я не "демократ" хотя бы потому, что "смирение" и равенство - это духовные принципы, которые при попытке механизировать и формализовать их безнадежно искажаются, и в результате мы имеем не всеобщее умаление и смирение, а всеобщее возвеличение и гордыню, пока какой-нибудь орк не завладеет Кольцом Власти, а тогда мы получим - и получаем - рабство". (Орк Гитлер дорвался до власти очень даже "демократично"!).

Толкиен отвергал и капитализм, и социализм. Ключевая в этом плане - глава "Разорение Хоббитании" (из-за которой, видимо, книгу так долго не издавали в СССР). Хоббит Лотто (за спиной которого стоит Саруман, маг-предатель) скупает по всей стране мельницы, маслобойки и т.д. Добившись экономического господства, он набирает банды из хоббитов и людей и объявляет себя правителем Хоббитании. (Весьма знакомый нам криминальный капитализм!). При этом некие "сборщики" изымают у хоббитов почти весь прибавочный продукт под предлогом "справедливого распределения". Это уже явный намек на продразверстку. (О последней у Профессора представление самое поверхностное. Разверстка, просуществовав всего 4 года, единственно смогла спасти население городов от голодной смерти, но путем к социализму не стала). Что же противопоставляет Толкиен индустриальному обществу ХХ в.? Не коммунизм, а идеализированное средневековье. Рохан - это Англия англо-саксонских времен, Гондор - Англия XVI в., Хоббитания - английская деревня XVII в., уничтоженная капитализмом. В итоге - тот же "феодальный социализм".

Не были чужды Профессору ни антисоветизм ("Отвратительно быть среди тех, кто заодно с Россией", - говорил он в 1938 г., в дни Мюнхена), ни расистские колонизаторские предрассудки. Орки узкоглазы и вооружены восточными ятаганами, их союзники - темнокожие харадримы, ездящие на слонах. Все они обитают на востоке и юге, а противники Мордора - на севере и западе, и здесь идеал красоты - высокий рост и золотистые волосы.

Да, с такими взглядами Толкиену, казалось бы, прямая дорога к нацистам. Но он на нее не стал. "Люди в этой стране, похоже, до сих пор не осознали, что в лице немцев нам противостоят враги, которые в массе своей наделены добродетелями повиновения и патриотизма (а это именно добродетели!) куда больше нашего. Нынешняя война заставляет меня испытывать глубокую личную неприязнь к этому треклятому невеждилике Адольфу Гитлеру за то, что он погубил, извратил, обратил в неверное русло и навсегда обрек проклятию тот благородный северный дух, величайший дар Европе, который я всегда любил и старался показать в истинном свете", - говорил он в сорок первом.

Что же позволило Профессору избежать нацистского соблазна? Он никогда не был ни богат, ни знатен, оставаясь типичным представителем трудовой интеллигенции. И к тому же принадлежал к поколению Ремарка и Хемингуэя, на себе испытавшем, что такое война за великие колониальные империи. Поэтому ему в целом остался чужд фашистский элитаризм. Фашисты, сколько бы они не твердили о единстве своей нации, всегда делят ее на элиту (воинственную и преданную высоким идеалам) и "быдло" (трусливое, ленивое и погрязшее в материализме). Другие же нации и расы для них вообще прирожденные рабы "избранного" народа. Нация, не склонная к экспансии, сама достойна стать ее жертвой. Все это совершенно не свойственно Толкиену, как и фашистский культ агрессивной войны, насилия, смерти.

В странах антимордорской коалиции нет ни рабства, ни крепостничества. Любимые же Профессором хоббиты - мирные работяги, любители сытной еды и бытового комфорта - для фашистов достойны лишь презрения. Но именно четверка хоббитов, быстро ставших опытными и отважными воинами, совершает величайший подвиг - уничтожает Кольцо Власти. Ни величайший маг Гэндольф, ни великий герой Арагорн не решаются даже взять его в руки. И лишь хоббиты, совершенно чуждые стремлению господствовать и порабощать, избегают его губительных чар. Заметим, что у хоббитов - полная демократия (крестьянстко-общинная), нет феодалов, отмерла даже власть танов. Арагорн же избирается королем всенародно, не так за свое происхождение, как за подвиги.

Толкиеновские орки - одно из лучших в фантастике изображений фашистов. Жестокие, грубые, агрессивные, с грубым и примитивным языком, они постоянно грызутся между собой, но всегда готовы выполнить любой приказ своего "фюрера" Саурона. Однако Профессор сумел разоблачить не только фашизм, но и порождающий его капитализм. Мордор - чудовищный индустриальный район, работающий лишь на войну, притом агрессивную. Здесь, как и в Изенгарде Сарумана и Хоббитании Лотто, губятся природа, историческая память, сама человеческая душа. Именно эта обесчеловеченная индустрия порождает человека-орка. (Орки, кстати, потомки даже не людей, а прекрасных эльфов). Такова изнанка буржуазного прогресса. И сколько бы фашисты не рядились в варварские, рыцарские, казацкие, даже "социалистические" одежды, они не могут выйти за пределы породившего их капитализма.

"Властелин Колец", на наш взгляд, - великий антифашистский роман, сильнее "Войны с саламандрами". Там есть меткая политическая сатира, но нет сил, способных одолеть фашизм. Здесь же все всерьез, а потому особенно страшно - и оптимистично. Толкиен не любил политических аллегорий. Но не случайно у него решающая битва с силами Мордора происходит в городе Минас-Тирит, на правом берегу великой реки Андуин, текущей с севера на юг через страну Итилиен (от "Итиль" - Волга). Ведь Профессор в дни Сталинградской битвы даже приостановил работу над романом, ожидая завершения этой битвы.

Великолепная экранизация "Властелина Колец" хорошо сохранила его дух. Превосходна сцена, где Гэндальф поднимает защитников Минас-Тирита на бой словами Сталина: "Победа будет за нами!". А вот отечественным неонацистам из газеты "Я - русский!" фильм тоже понравился. Положительные герои там якобы все нордического типа, а их враги - нет. Что ж, не для таких писал Толкиен свою бессмертную книгу.


Дудко / Д.М. Дудко (Дм. Баринов), историк, писатель-фантаст


Детальный запрос

[ ФОРУМ О КОНФЕРЕНЦИЯХ ПО ФАНТАСТИКЕ ]

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА  |  ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ

[ Оргкомитет ]   [ Списки ]   [ Фотоархив ]   [ Статьи ]   [ Премии ]   [ Доклады ]   [ Музыка ]   [ Заявка ]   [ Форум ]  



© 2001 Материал: Дмитрий Громов и Олег Ладыженский.
© 2001 Дизайн: Алексей Андреев.
© 2001 Корректор: Владимир Дьяконов
© 2001 Подготовка: Дмитрий Маевский, Алексей Жабин.
© 2001 Сервер "Русская фантастика" Гл. редактор Дмитрий Ватолин.

Звездный мост